Много обзоров написано, много мнений высказано, но сноубордисты при покупке своего первого сплита продолжают совершать ряд типичных ошибок, которые несколько усложняют его эксплуатацию, или омрачают занятие сплитбордингом…

Сплит с виду выглядит также как знакомый до боли сноуборд. Так, да не так! Нюансов гораздо больше, и вся соль именно в них!

В этом обзоре я постарался сформулировать системный подход к покупке сплитборда на примере стафа от Voie, Jones, Spark и Burton, чтобы облегчить выбор начинающим сплитбордистам.

Смотрим видео! Более подробный и детальный текст представлен ниже.

Ошибки при выборе сплитборда:

– Неверный подбор геометрии доски.
Казалось бы, сплит-деку надо выбирать также как сноуборд, опираясь на свои предпочтения, характеристики и рекомендации(под вес сплитбордиста, в том числе) заявленные производителем. Но порой райдер упускает из виду, где он все же будет катать на сплите большую часть времени. И получается так, что покупается рокерно-флэтовый павдер-снаряд с большим тэйпером и ростовкой близкой к верхнему пределу. Но всю зиму человек “мочит с канаток” на обычном сноуборде и ему не до бэккантри. А основные выходы на сплите выпадают на весенне-летний период, с катанием по жесткому снегу в узких кулуарах. А для таких условий нужен диаметрально противоположный снаряд! Поэтому перед покупкой сплитборда четко для себя поймите в каких снежных условиях, по какому рельефу и в какое время года вы будете катать. И на основе этого подбирайте снаряд.

– Покупка устаревших моделей креплений.
Магазины до сих пор сливают прошлые и даже позапрошлые поколения креплений. Крепления, конечно, новые и на них можно ходить. Но в отличие от креплений для сноуборда, где все меняется относительно медленно и “инновационные” модели сильно отличаются от классики отсутствием стреп или откидным хайбэком – этого сложно не заметить, в сплитбординге все кроется в мелких деталях! Система переключения “ходьба/катание”, подпятники, настройка угла наклона хайбэка и пр. Все эти функции с каждым годом становятся удобнее и практичнее! Так зачем покупать старое, когда можно пользоваться новым и лучшим?!

– Сложности с подбором и комплектацией навесного оборудования.
Сейчас все крупные производители сноубордов делают варианты сплит. Используют в основном две системы Karakoram и Voile. Есть разработки и от других фирм. Производителей креплений также достаточно. Во всем этом разнообразии надо просто не запутаться, а подойти к покупке вдумчиво и внимательно. Т.к. у каких-то производителей в комплекте поставки доски отсутствуют крепежные диски(шайбы), в то же время Voile и Burton их ставят “по дефолту”. К каким-то доскам их придется докупать отдельно, но с креплениями Karakoram этого делать не нужно – пластины идут в комплекте с креплениями. И т.д. Ничего страшного, просто в сплитах чуть больше оборудования и на его выбор потребуется больше времени, чем для стандартной доски. Тут хочется только перефразировать поговорку: семь раз сверь, один раз купи!

Вначале сделаю пару отступлений.

Первое – снегоступы.
Меня порой спрашивают на чем легче ходить. Ответ однозначный – сплитборд. Сам характер шага не ступающий, а скользящий, это раз. Вы словно подволакиваете ногу не отрывая снаряд от земли, проталкивая его по склону. Второе – вы не тащите лишние килограммы за спиной. Это очень сильно облегчает жизнь.
У снегоступов, в свою очередь, есть несколько плюсов:
– вы всегда можете затащить на гору свою любимую доску, или снаряд подходящий под текущее состояние снега(если у вас несколько досок);
– скорость перехода из положение катание – ходьба. Удобно для холмистой местности, где короткие подходы с небольшим перепадом высот и вы делаете несколько коротких спусков за день. Клеить и отклеивать камуса на сплите дольше, чем просто надевать и снимать снегоступы.
– третий “плюс” – это цена. Разница почти в 10 раз… Что немаловажно.

Второе отступление – “сплит своими руками”.
Да, есть вариант сделать сплитборд самому из обычной доски. Но я в этих манипуляциях не вижу великого смысла. Во-первых, не каждый тип сердечника стоит пилить. Во-вторых, ваш сплит потеряет жесткость. В-третьих, у такого сплита не будет внутреннего канта по линии распила, а он пригодится на подъемах и траверсах по жесткому снегу. В-четвертых, пластины под крепления выставляются один раз и навсегда, то есть вы не сможете через пару месяцев катания изменить градус или расстояние между крепами. Одним словом, этот вариант имеет право на жизнь, если у вас валяется старая доска, в вашем регионе выпадает много свежего снега и не нужна жесткая дека и внутренние канты на подъеме, и если вы в детстве пересмотрели программу «Очумелые ручки»!
Бытует мнение, что распил позволит вам познакомиться со сплитбордингом, начать “с малого”… Все же дешевле и проще будет познакомиться, взяв сплит у своих друзей, или просто в аренду на пару раз… Цена комплекта-конструктора Voile Split Kit порядка $200, плюс в расход пойдет доска, которую потом уже не склеить, если не заладится.
Поэтому берете рентальный сплитборд, пробуете. Понравилось, читайте обзор дальше и определяетесь с модификацией сплита, который купите к следующему сезону 😉

Критерии выбора дэки:
  • Жесткость и вес
  • Геометрия, прогиб
  • Тип навесного оборудования(фурнитуры)
  • Комплект поставки навесного оборудования

Кроме личных предпочтений, априори факторы, на которые стоит обращать внимание, – вес и жесткость.
В остальном вы должны четко для себя решить в каких условиях планируете катать. Рельеф и снег! И по сути выбирать сплитборд так как стандартный сноуборд. Например, если вы зимой катаете курорт, а выходы на сплите планируете только на весну-лето в зоне ледников, то нет смысла брать себе пухледавку. А стоит обратить внимание на классический кембер, это придаст больше контроля на жестком склоне. Если наоборот, вы идете в бэккантри, чтобы раскатывать никем не тронутые целинные поля, то рассматриваете модели со смещенными к хвосту закладными, тэйпером(более широким носом по отношению к хвосту), прогибом с ранним рокером(каждый производитель называет его по своему), мягким носом. На случай суперглубокого снега стоит взять ростовочку несколько больше(на 3-5 сантиметров) и присмотреться к моделям с “ласточкиным хвостом”.
Еще раз заострю внимание: подумайте, в каких условиях будете ходить бэккантри!

Итак, вы определились с геометрией и прогибом. На что смотреть дальше?
На, так скажем, комплектацию доски. Навесное оборудование или фурнитуру, которая используется производителем, и что есть из этого в комплекте поставки.

Два самых распространенных типа навесного оборудования: от фирм Voile и Karakoram.
Обе сплит-системы хорошо себя зарекомендовали и используются большинством производителей.
В Karakoram больше металлических мелких деталей, Voile предпочитает прочный пластик.
В определенных снежных и погодных условиях металлические детали системы Karakoram могут сыграть злую шутку – на подъеме намерзнет лед и возникнут проблемы в их сборе на вершине. И хорошо, если вас будет баловать хорошая погода, а если все будет с точностью наоборот: изменение погоды, надо быстро начинать спуск, дует сильный ветер, а вы не можете собрать свою доску, ковыряете детали отверткой…

Еще один момент – эти детали, как и специальные металлические пластины под крепления, будут выступать за край внутреннего канта. И потенциально могут «цепляться» во время коротких спусков в режиме «лыжи».
Если в вашем регионе большого числа таких спусков и траверсов не предвидится, то на эти особенности можно не обращать внимания.

У системы Voile такие крючки сворачиваются.

Установка креплений от одного производителей, на доски с фурнитурой от другого производителя заслуживает особого внимания. Вам может понадобиться отдельно докупить крепежные диски, или заменить на деке часть сплит-системы.
Если вы покупаете доску Voile, то смело ставите на нее “дружественные” крепления от Spark, Voile и Burton – ничего дополнительно докупать не надо.
Для Jones со сплит-системой Karakoram, где нет в заводской поставке крепежных дисков, вы можете поставить крепления Karakoram, которые продаются с пластинами-адаптерами в комплекте.

Отдельно хочу сказать про систему закладных channel. Это не отдельные отверстия под накрутку креплений, а желоба. Систему использует Burton в своих досках и родоначальники сплитбординга, фирма Voile, также перешли на такую систему в своих последних моделях. Система channel позволяет максимально быстро и точно производить установку и перенастройку креплений.

Таким образом, мы плавно перешли к креплениям.

Критерии выбора креплений для сплитборда:
  • Физические свойства: вес и жесткость
  • Современная система перевода крепления между режимами хотьба/катание
  • Двухуровневый удобный подпятник
  • Износостойкие материалы стреп
  • Удобная и быстрая система регулировки угла наклона хайбэка

Есть базовые параметры вес и жесткость, которые я уже упоминал. Сейчас все производители делают крепления из легких сплавов, тем не менее крепления имеют разный вес. Также хайбэки бывают разной жесткости.

Удобная система перевода из режима ходьбы в режим катания и обратно.
Никаких штыречков! Опять же снег, плохие погодные условия, а у вас стальной штырек на проволочке, которым надо попасть в паз.

Формованные стрепы из полиматериала. Отверстия в стрепах позволят выдавливать попавший снег.

Удобная система установки подпятника в 2 уровня. Обязательно в 2. В разных моделях креплений подпятник ставится на дэку, или пяточная дуга интегрирована в само крепление. Главное, чтобы его было удобно переключать. Желательно, чтобы это можно было сделать телескопической палочкой не наклоняясь.

Отрицательное положение хайбека для ходьбы с простой и быстрой регулировкой угла наклона, удобным переключением в режим катания. Некоторые крепления(к примеру, последние модели Karakoram и Spark) имеют системы с 2-3 фиксированными углами наклона. Это предпочтительный вариант. В креплениях вроде Burton более кастомная настройка – больше вариантов угла наклона, и в то же время дольше происходит переключение в режим катания, т.к. порой не разобрать мелкие отметки.

Также у некоторых моделей креплений предусмотрена регулировка длины базы – выдвигается пяточная дуга. Это позволяет точнее настраивать крепление под ботинок.

И к вопросу о дополнительных средствах, которые вам могут пригодиться при прогулках на сплитборде:

Кошки. Если у вас в планах бэккантри, где будет наст, задутый снег, то сразу приобретайте кошки. Они отличаются по ширине под разные сплитборды и подходят только к определенным моделям креплений. Не являются универсальными.
Желательно, чтобы кошки устанавливались на сплитборд без растегивания креплений. Это позволит сэкономить время и силы на подъеме.

Фиксатор пятки. В некоторых моделях крепления фиксатор есть в базовой версии, у некоторых его нет, или покупается отдельно. Фиксатор пригодится для коротких и нескоростных спусков, когда вам надо сделать небольшой проезд, а потом опять предстоит подъем, например, с предвершины перед штурмом пика. И тратить время на сбор сплитборда нецелесообразно.
Еще один “побочный” плюс таких фиксаторов – это удобство переноски в разобранном состоянии, крепление не болтается и не бьет по рукам.

У креплений Karakoram есть дополнительный третий стреп, притягивающий ботинок к хайбэку. Это придает жесткость. Стреп будет актуален на траверсах.

На этом пожалуй все. Надеюсь, изложенный материал будет вам полезен и поможет с выбором сплитборда.

UPD: В статье я не дал никакой информации про камус по той причине, что это снаряжение идентично и в скитуре, и в сплитбординге. Материалы, прозвидители, а соответственно и критерии выбора будут одинаковы. Инфармации на эту тему в сети предостаточно.
Из функциональных особенностей камусов я лишь обращу ваше внимание на наличие ремешка-хлястика с зацепами на хвосте. Лучше, чтобы он был. Тогда меньше вероятность отклеивания камуса и попадания снега на клейкую поверхность.